+7 (4842) 740-727 Калуга, Старый Торг, 5
Калужская областная организация Общероссийской общественной
организации

21 июня 2019 г. 50 годовщина со дня гибели десантников. 21 июня у Мемориала митинг, показательные выступления и концерт ансамбля ВДВ

Главная / Новости / 21 июня 2019 г. 50 годовщина со дня гибели десантников. 21 июня у Мемориала митинг, показательные выступления и концерт ансамбля ВДВ
18.06.2019
21 июня 2019 г. 50 годовщина со дня гибели десантников. 21 июня у Мемориала митинг, показательные выступления и концерт ансамбля ВДВ

21 июня у Мемориала митинг23 июня 1969 г. у деревни Выползово произошла страшная трагедия. Крупнейшее столкновение самолетов на территории нынешней России, крупнейшая авиакатастрофа в Калужской области.

Самолет военно-транспортной авиации Ан-12 при перелете по маршруту «Каунас-Рязань» к месту проведения показательных выступлений столкнулся в небе с самолетом гражданской авиации... В результате катастрофы погибло 96 военнослужащих.

Ил-14М Симферопольского объединенного авиаотряда (Аэрофлот), выполнявший рейс № 831 (Москва-Чернигов-Симферополь), вылетел в 14:07 из московского аэропорта Быково. На его борту находились пять членов экипажа, а также 19 пассажиров. После вылета самолет занял предписанный эшелон 2700 метров.

В 14:40:55 экипаж Ил-14 вышел на связь с диспетчером и доложил, что на маршруте полета присутствуют кучевые облака и турбулентность, в связи с чем просит разрешение подняться до эшелона 3300 метров. Однако, из-за наличия встречного самолета на эшелоне 3000 м, диспетчер отказал в поднятии эшелона, вместо этого предложив рейсу 831 сохранить высоту эшелона и обходить облачность, либо снижаться до 2100 или 1500 м. Экипаж Ил-14 выбрал первый вариант, посчитав, что на нижней высоте возможна ещё большая турбулентность. Сохранив высоту 2700 м, самолет стал обходить облачность с выходом на трассу в 30 км южнее Юхнова, летя в том же направлении.

Столкновение самолетов Ил-14 и Ан-12 произошло на встречнопересекающихся курсах под углом 51-56° в 14:52 в 28 км юго-восточнее Юхнова. Первоначальное столкновение произошло правыми плоскостями. Затем носовая часть Ан-12 столкнулась с правым горизонтальным стабилизатором Ил-14. Произошло отделение правого крыла Ан-12 вместе с двигателями. Ил-14 потерял консоль правого крыла и верхнюю часть фюзеляжа. Неуправляемые самолеты упали в 3800 м друг от друга: Ил-14 – на окраине деревни Троица, Ан-12 – на окраине деревни Выползово. Местность в районе катастрофы представляет собой поля сельскохозяйственного назначения с отдельными перелесками.

Из воспоминаний Никитина Владимира Михайловича.

«Я был свидетелем этой авиакатастрофы. Наша рота в то время стояла под деревней Утешево. Мы занимались благоустройством нашего палаточного городка, когда услышали какой-то вой в небе над головой. Подняв голову, я увидел, как АН -12 пошел в крутое пике и загорелся. А от него как бы что-то отвалилось – это падал, вращаясь и разваливаясь, другой самолет. Меня и еще трех солдат командир отправил к месту падения АН-12. Мы пробежали по лесу и заболоченному месту порядка 12-15 км. Когда прибежали на место падения самолета, там уже были жители прилегающей к месту падения деревни. Также там уже был какой-то офицер с несколькими солдатами. Вместе с ними он поставил нас в оцепление места падения самолета. Мы еле-еле успевали отгонять местных жителей от обломков самолета. Страшное, скажу я вам, было зрелище взирать на эту груду обломков самолета. Где-то уже ближе к вечеру пришли четыре ЗИЛ 131В с солдатами нашей роты. Ночь провели мы там, разбив палатки неподалеку от крушения самолета. Утром следующего дня прилетело порядка полутора десятка вертолетов. Прилетело все начальство во главе с командующим ВВС и командующим ВДВ. Также прибыли и солдаты порядка роты с той части, откуда были разбившиеся десантники. На следующий день в нескольких километрах от столкновения нашли еще один двигатель от самолета. Где-то на третий день после тщательной уборки и боронования территории катастрофы, захоронения собранных останков, стали прибывать вертолеты с родственниками погибших.

В тот трагический день 6-й парашютно-десантной роте 108-го гвардейского парашютно-десантного полка 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии была поставлена задача совершить перелёт из Каунаса в Рязань, где они должны были показать своё боевое мастерство при действиях на боевых машинах десанта Министру обороны СССР А. А. Гречко. Всего в группе было 4 самолёта Ан-12 из 600-го военно-транспортного авиационного полка: два с техникой должны были лететь на эшелоне 6000 метров, а два с личным составом - на эшелонах 3600 и 3000 метров с интервалами 8-10 минут. В 13:25 с авиабазы Кедайняй вылетел замыкающий, четвертый Ан-12БП с позывным 08525 (заводской номер - 402503) и занял эшелон 3000 метров. На его борту были 5 членов экипажа, в том числе пилоты: майор Алексей Викторович Рябцев, младший лейтенант Владимир Васильевич Приплов и капитан Николай Михайлович Маслюк, а также 91 десантник.

Из воспоминаний Валентина Михайловича Панкратова.

«Место катастрофы представляло собой удручающее зрелище. Поваленные деревья, догорающее пламя, обломки самолета, разбросанные в радиусе примерно 100 -120 метров».

Столкновение произошло на высоте 2910 - 2960 метров, из чего был сделан вывод, что оба экипажа нарушили установленные высоты при проходе мощных кучевых облаков (облачность - 9-10 баллов, нижняя кромка - 1000-1500 метров, верхняя – 3000-3700 метров).

По решению Командующего ВДВ генерала армии В. Ф. Маргелова был начат сбор денежных средств на постройку памятника погибшим военным. Всего удалось собрать 250 тысяч рублей, а через год после катастрофы на месте падения Ан-12 был установлен памятник.

На месте падения пассажирского Ил-14 установлен памятник погибшим пилотам и пассажирам. Памятник был открыт ровно через год после трагедии - 23 июня 1970 года. Руководил проектом и строительством мемориала командующий ВДВ, Герой Советского Союза, генерал армии В.Ф. Маргелов.

Автор мемориала - скульптор, народный художник РФ, лауреат Государственной премии РСФСР В.А. Сонин. Сооружался памятник в мастерской скульптора Е.В. Вучетича. Он представляет собой комплекс из стелы и стены длиной 8 метров. На стене надпись: «Вечная память героям-десантникам и летчикам». Рядом со стеной площадка, где уложено 96 мраморных плит (91 - для десантников и 5 - для летчиков). Венчает комплекс скульптура скорбящей матери. К памятнику ведет аллея из 96 елей (по количеству погибших).

В июне 2002 года памятник был полностью отреставрирован. В 2009 году освящена часовня в честь святителя Василия Рязанского и открыт памятный знак пассажирам и экипажу ИЛ-14, погибшим в авиакатастрофе.